ЭКОпсихология развития лаборатория
Header

Панов В. И.

Виктор  Иванович Панов

заведующий лабораторией экопсихология развития

В.И. Панов

Родился  13.03.1945 г. в г   В  1973 году окончил   Московский государственный педагогический институт им.Ленина    по     специальности математика.

Стаж работы в ПИ РАО  44 г.

Ученая степень

доктор психологических наук 19.00.01 (1996);

член-корреспондент МАПСН (1995г.),

член-корреспондент РАО (2001 г.),

профессор (2006 г.)

Основные научные результаты :

1) защитил докторскую диссертацию «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов» по специальноси 19.00.01. —  общая психология, история психологии, 1996 г., в которой теоретически разработал и эмпирически верифицировал модель порождающего процесса восприятия движения и стабильности объектов,

2) создал собственное направление в экологической психологии — экопсихологию развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания) в социально-средовых условиях разного вида (семейных, образовательных, информационных и т.д.), представленную в монографии «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2004). Для разработки этого направления в1995 г. в Психологическом институте РАО по его инициативе была создана Лаборатория экопсихологии развития, руководителем которой он является по настоящее время;

3) разработал экопсихологической подход к одаренности, представленный в монографии «Одаренность и одаренные дети: Экопсихологический подход» (2005);

4) осуществил теоретико-методологический анализ и систематизацию теории и практики психодидактического подхода  на материале общего и дополнительного образования – монография «Психодидактика образовательных систем: теория и практика» (2007).

В.И.Пановым (с соавторами)  разработан и читается в различных ВУЗах оригинальный учебный курс «Экологическая психология», специализация по которому получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им.Ломоносова на специальности  020400 «Психология» (№33-8-51 от 05.02.2004 г.).

В.И.Пановым были организованы и проведены 8 научных конференций: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я российские конференции по экологической психологии (1996 г.,2000 г.,2003 г.,2005 г., 2008 г.), «Образ в регуляции деятельности /к 90-летию со дня рождения Д.А.Ошанина (1997 г.), «Одаренные дети: теория и практика» (2001 г.),  «Д.А.Ошанин и современная психология: к 100-летию с о дня рождения Д.А.Ошанина» (2008 г.),  «А.И. Миракян и современная психология восприятия» (2010 г.).

 

Научные публикации (всего) – 343.
из них за 2008-2011 гг. – 78.    Панов_Список_научных_трудов

Участие в грантах, хоздоговорах за 2008-2011  гг. :
в качестве руководителя –

– Грант РГНФ  2008 г. № 08-06-14067г. «5-я Российская конференция по экологической психологии»

– Грант РГНФ 2009-2010гг. №09-06-00629а «Экологическое  сознание и экологичность поведения»

– Грант РГНФ 2010 г. №10-06-14212г «А.И. Миракян и современная психология восприятия»

– Грант РГНФ 2011-2013 гг. №11-06-00735а «Исследование психики: гносеологическая, онтологическая и трансцендентальная парадигмы».

в качестве исполнителя –

–  Грант РГНФ 2010-2012 гг. №10-06-00434а «Влияние дополнительного образования на структуру сознания»

–  Грант РГНФ 2011-20123 гг. №11-06-00739а «Разработка теоретических и методологических основ исследования и формирования креативной компетентности педагога»

Количество подготовленных докторов  и кандидатов наук – 11,

из них в 2008-2011 гг. (ФИО, тема, год) – 3:

1. Ермаков Дмитрий Сергеевич. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся. Дисс … доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – об­щая пе­да­го­ги­ка, ис­то­рия пе­да­го­ги­ки и об­ра­зо­ва­ния. М.: Российский университет дружбы народов (19 июня2009 г.). Научн. консультанты:  А.В.Иващенко, В.И.Панов.

2. Сараева Надежда Михайловна. «Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории». Дисс….доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, история психологии, психология личности. М.: Российский университет дружбы народов (25 июня 2010 г.). Научн. консультант  В.И.Панов.

3. Селезнева Маргарита Викторовна. Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развития субъектности курсантов. Дисс…. кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. М.: УРАО «Психологический институт». Науч.рук. В.И.Панов.

Руководство аспирантами в 2008-2011 гг. 1, первый год обучения.

Выступления на съездах, конгрессах, конференциях, семинарах за 2008-2011 гг.:

17-18 апреля2008 г. Москва. Научно-практическая конференция «Развитие научного наследия Алексея Михайловича Матюшкина (к 80-летию со дня рождения)»,  Психологический институт РАО, Пленарный доклад  «Одаренность и творческая природа развития психики»

22-24 мая2008 г. г.Арзамас. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие детской одаренности в современной образовательной среде» ГОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара». Пленарный доклад «Одаренность как становящаяся психическая реальность»,

30 июня — 1 июля2008 г. Самара, Вторая Всероссийская науч.-практ. Конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России». Пленарный доклад «Психологические аспекты духовного самоопределения молодежи в  условиях современной России».

7 июля2008 г. Москва, Четвертая Всероссийская конференция «Психологичесике основы профессионального развития личности в онтогенезе», Психологический институт РАО. Пленарное выступление «Профессиональное развитие личности в онтогенезе: активность-деятельность-субъектность»

5-6 сентября2008 г. г. Ярославль, Международный Конгресс «Психология XXI столетия». Пленарный доклад «Психика: парадоксы исследования».

3-4 октября 2008г., г.Пермь. Всероссийская научная конференция с международным участием «Активность, индивидуальность, субъект. XXIII Мерлинские чтения (к 110-летию В.С. Мерлина)», Институт психологии ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет». Пленарный доклад «Развитие индивидуальности в деятельности: от активности к субъектности», сорук. Секции  «Активность и индивидуальность субъекта бытия».

15-16 октября2008 г, Москва   4-я Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие: субъектный подход» (к 75-летию А.В. Брушлинского), Институт психологии РАН. Выступление «Субъектность как единица анализа психического развития (на примере развития двигательной активности дошкольников)».

13-15 ноября2008 г.,  г. Казань, 1 Всероссийская  научно-практическая конференция «Психология психических состояний: теория и практика», Казанский гос. университет. Тема выступления «Динамика психического состояния одаренного ребенка в трудной (критической)  ситуации».

26-28 ноября 2008 г. Москва. «5-я Российская конференция по экологической психологии», Психологический институт РАО. Председатель программного комитета, пленарный доклад «Психика как предмет экопсихологии развития», сорук. секции «Теория, эксперимент, практика».

26-27 апреля2011 г. г.Саратов. Учреждение РАО «Психологический институт» — г.Москва. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Педагогический институт «Всеросс. научно-прак. семинар «Психология экологических и социальных рисков в современном обществе»» . Пленарный доклад «Экопсихология человека: теория, методология, общие вопросы»

13-15.11. 2008 г.  Казань. Казанский государственный университет. Первая международная конференция Психология психических состояний: теория и практика». Выступление: Динамика психического состояния одарённого ребёнка в трудной (критической) ситуации.

19.03.2009 г. Москва. Институт психологии РАН, Проблемы изучения и развития профессиональных способностей. Выступление: Проблема профессиональных способностей и одаренность

20-21.03.2009 г.С-Петербург. Санкт-Петербургская академия постдиплом-ного образования. Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. Региональная науч.-практ. конфренция . Выступление: Экопсихологический аспект проявления и развития одаренности детей

26.03. 2009 г. Москва. МГТУ «МАМИ»,  Проблемы непрерывного  профессионального образования  в авто-тракторостроении. Гуманитарное  и социально-экономическое образование. Выступление: Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды технического вуза

10-12.04. 2009 г. Рязань. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 4-я международная конференция студентов и молодых ученых «И.П. Павлов:  диалог с XXІ веком». Выступление: Методологические аспекты современной психологии

2 — 5 июня 20097. Москва. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. V Международная научно-практическая конференция «Рудиковские Чтения-09». «Психология личности спортсмена и спортивной деятельности». Выступление: Основные подходы к проблеме психических состояний

6-8. 07. 2009г. Москва. Учреждение РАО «Психологический институт».  V Международная конференция «Человек – образование – профессия». Выступление: Роль гуманитарного образования в профессиональной подготовке технических специалистов

24 – 25. 09. 2009г. Ярославль. Ярос.гос.пед. университет им. К.Д. Ушинского; Ярос. гос. университет им. П.Г. Демидова.  Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Выступление: Способности: активность или деятельность?

26-27. 09.2009 г. Москва. Московский  гуманитарный университет им.Шолохова . Международная конференция «Экологические проблемы глобального мира». Выступление:  Экологическая ответственность человека: трансцендентальный аспект .

7-14 ноября 2009 г. Шимкент, Республика Казахстан.  Республиканский национальный педагогический центр  «Дарын». Центр новых технологий в образовании, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Международный научно-практический семинар  «Психологическое сопровождение одаренных детей в современной школе». Выступление: Одаренные дети:  теория и практика.

17-20 ноября 2009г. Москва.  РГГУ, Институт психологии  им. Л.С. Выготского, Х Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Камень, который презрели строители».  Культурно-историческая  теория и социальные практики. Выступление: Экологическая психология с позиций культурно-исторического подхода.

19-21 ноября 2009  г. Москва, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». IV  общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Выступление: Психодидактические аспекты современного образования.

24-25. ноября2009 г. Ярославль,  Яр.гос.пед.уни-верситет.  Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 70-летию В.Д.Шадрикова. Выступление: Соруководтель секции  «Методология системогенетического подхода. Доклад: «Генезис способностей как первичной стихии…»

27-29 января 2010г. Москва, МГППУ. V Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: психологическое обеспечение  «НОВОЙ ШКОЛЫ»». Соруководитель секции «Психолого-педагогическая оценка качества образования». Доклад: Введение в проблему психолого-педагогической оценки качества образования

25-28 марта  2010г. Москва, МО РПО, ПИРАО, МГУ, ИП РАН и др. Юбилейная конференция

125 лет Московскому психологическому обществу.  Секция «Экологическая психология», посвященной 15-летию Лаборатории экопсихологии развития. Доклад: Теоретические  предпосылки экопсихологического подхода к развитию психики.

5-9 апреля 2010 г. Москва, ПИ РАО. Челпановские чтения. Доклад: Семь парадоксов изучения психики

6-8 апреля 2010 г. Москва, Гос.университет Высшая экономическая школа. XI  Международная конференция  по проблемам развития  экономики и общества. Секция К-11/1 «Психологические детерминанты эффективности деятельности». Выступление: Субъект и субъектность инновационного процесса

23 апреля 2010 г. г.Черноголовка Моск.обл. Институт научной информации и мониторинга РАО. Московская областная конференция «Инновационная деятельность школы  в рамках национальной  образовательной инициативы  «Наша новая школа»». Выступление: Поиск, поддержка, сопровождение талантливых детей.

17-19 ноября 2010 г. Москва, Гос.университет Высшая экономическая школа. 3-й Всероссийской конференции

«Психология индивидуальности». Соруководитель СЕКЦИИ № 11. «Психология индивидуальности как основа инновационных процессов в образовании». Выступление: Индивидуальность одаренного ребенка.

25-28 ноября 2010 г.  Ярославль, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы». Выступление: Методологические аспекты экологической психологии

25-27 окт. 2010 г. Москва, Московский гуманитарный университет. Психология безопасности жизнедеятельности человека и общества в современном мире. Выступление: Психологические  проблемы  экологической безопасности  жизненной среды человека.

26-27 окт.2010 г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова. Международная конференция «Экология, технологии, культура в современном мире:  проблемы versus решения». Выступление:  Концепция устойчивого  развития: мышление, сознание, образование

28-29 окт. 2010  г. Москва, Российская академия образования.  Научно-практический форум

«Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Творческая мастерская «Психология обучения и развития одаренных детей: состояние и перспективы»

11-13 ноября2010 г. Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова факультет психологии, кафедра психологии труда и инженерной психологии. Прикладная  психология  как  ресурс  социально-экономического  развития    России в условиях преодоления глобального кризиса. Выступление: Вклад Е.А.Климова в становление экологической психологии в России

26-27 апреля2011 г. Саратов. Учреждение РАО «Психологический институт» ;  Педагогический институт.   Всеросс. научно-прак. семинар «Психология экологических и социальных рисков в современном обществе» . Пленарный доклад «Экопсихология человека: теория, методология, общие вопросы»

19-21 мая2011 г. Ярославль, Ярославский госуниверситет им.П.Г.Демидова, факультет психологии. Всеросс. научно-прак. Конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы». Член Программного комитета, Выступление «Несколько тезисов о психике как объекте исследования»

7-8 июля2011 г. Москва. Учреждение РАО «Психологический институт».  VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность». Пленарный доклад «Психодидактический подход к сохранению здоровья в условиях обучения»

14–16 сент. 2011 г. Волгоград. Волгоградский гос. пед. Университет. Международная научно-практ. конференция «Психология образования в XXI веке: теория и практика». Доклад «Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования».  Соруководитель секции «Проблемы экологической психологии образования»

29 сент.- 1окт. 2011 г. Самара, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.  II Всероссийская научная конференция «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Выступление: Сознание как предмет психологического исследования: гносеологический, онтологический и трансцендентальный аспекты

21-22 окт. 2011 г. Курск, Курский гос. университет . Всероссийская  научная   конференция «Малая группа как объект и субъект психологического влияния». Выступление: Экопсихологический подход к взаимодействиям в малой группе.

Участие в организации научных мероприятий в 2008-2011 гг.:

Председатель Программного комитета конференций:

  • «5-я Российская конференция по экологической психологии» (2008 г.)
  • «А.И. Миракян и современная психология восприятия» (2010 г.).

Член Программного комитета:

  • 22-24 мая2008 г. г.Арзамас. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие детской одаренности в современной образовательной среде» ГОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара».
  • 30 июня — 1 июля2008 г. Самара, Вторая Всероссийская науч.-практ. конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России».
  • 31 марта2009 г.  Москва, Российский университет дружбы народов «Психологические чтения студентов и молодых ученых «Личность в Природе и Обществе»
  • 14–16 сент. 2011 г. Волгоград, Волгоградский гос. пед. Университет. Международная научно-практ. конференция «Психология образования в XXI веке: теория и практика»
  • 29 сент.- 1окт. 2011г. Самара, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия  «II Всероссийская научная конференция «Психология сознания: современное состояние и перспективы»
  • 21-22 окт. 2011 г. Курск, Курский гос. университет. Всероссийская  научная   конференция «Малая группа как объект и субъект психологического влияния»

Участие в работе редакционных коллегий (советов) научных журналов,  ученых советах, диссертационных советах, экспертных советах в 2008-2011 гг.

Член редакционных советов научных журналов:

«Российский научный журнал»,

«Ярославский психологический вестник» (Ярославский пед.университет им.Демидова),

«Акмеология образования» Вестник Костромского госуниверситета им.Н.А.Некрасова,

Теоретическая и экспериментальная психология (ПИ РАО),

Экспериментальная психология (МГГПУ).

Зам.председателя диссертационного совета ФГНУ «Психологический институт» РАО

Член диссертационного совета ФГНУ «Институт психологии» РАН

Член диссертационного совета Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова

Председатель Экспертного совета по комплексному изучению человека (экология человека, психология, педагогика) Российского научного гуманитарного фонда,

Член Экспертного совета при Президиуме РАО

Член Научного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО

Член Экспертно-аналитического совета Международной ассоциации русского рукопашного боя

Государственные и профессиональные награды  в 2008-2011 гг.:

Почетная грамота Президиума Международной Академии Психологических наук «За выдающийся вклад в развитие теории и практики психологии» от 5.09.2008 г..

Участие в жизни профессионального сообщества (членство в обществах) в 2008-2011 гг.6

Член РПО, Председатель секции РПО «Экологическая психология»

Работа на преподавательских должностях в настоящее время :

Профессор кафедры философии и психологии Московского государственного технического университета «МАМИ» — курс: «Человек и его потребности»

Профессор кафедры психологических инноваций в образовании Московского  института открытого образования ( МИОО) – Курсы:  «Психодидактика образовательных систем», «Психология экологического сознания», «Одаренность и одаренные дети»