ЭКОпсихология развития лаборатория
Header

Лидская Э.В.

Лидская Элеонора Викторовна

младший научный сотрудник

Э.В.Лидская

Стаж работы в ПИ РАО 29 лет

Основные научные результаты  :

овладела разнообразными экспериментальными методиками (психология развития детей дошкольного возраста, диагностика одаренности и экологического сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста, экспертная оценка профессиональной среды и др.), что в совокупности с высоким чувством ответственности делает ее незаменимым сотрудником при выполнении  научных программ, проектов  и конференций Лаборатории.

Родилась 18 июля 1958 в Бобруйске Могилевской обл. Белорусской ССР.

В 1983 г. закончила МГЗПИ по специальности педагогика и психология (дошкольная). В НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР пришла работать в декабре 1981 г. в лабораторию психологии физического воспитания школьников. Работая под руководством М.О.Мдивани, занималась проблемами развития самооценки  «физического Я» в школьном возрасте, исследованием формирования и развития образа «телесного Я» у детей дошкольного возраста.

В 1995 г. вместе с группой М.О.Мдивани перешла в лабораторию экопсихологии развития, где включилась в работу по сбору эмпирического материала при изучении разных аспектов взаимодействия человека с информационной, образовательной и профессиональной средой. Является постоянным членом оргкомитета всех конференций, проводимых лабораторией.

В целом Э.В. Лидская имеет 71 научную публикацию, из них три в журналах из списка ВАК и одна – из списка Scopus.

Основные статьи

Лидская, Э.В. Теле- и видео-предпочтения подростков как критерий «агрессивности» информационной среды / Э.В.Лидская //3-я российская конференция по экологической психологии. Материалы конференции / Под общ. ред. В.И.Панова и А.В.Иващенко. – М.: Изд-во РУДН, 2005. С.145-153.

Лидская, Э.В. Предпочтения подростков как критерий оценки «агрессивности» теле- и видео-информационной среды / Э.В.Лидская // Актуальнi проблеми психологiï. збiрник наукових праць  Iнституту психологiï iм.Г.С.Костюка АПН Украïни. / за ред. Максименка С.Д. – К.: «Мiленiум»,  2005, т.7, вип.5, ч.1.   С.285-295.

Панов, В.И. Двигательная активность  как системная детерминанта общего психического развития детей дошкольного возраста/ Г.П. Позднякова, Ш.Р. Хисамбеев, Э.В. Лидская // Системная организация и детерминация психики [Кол. монография] / Под ред. В.А.Барабанщикова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. Гл.17, с.396-419.

Лидская, Э.В. Организационная среда нотариуса  / Э.В.Лидская // Профессиональное самосознание нотариусов в современной социальной среде / Науч.ред. М.О.Мдивани. М.: ФРПК, 2009. С.73-85.

Мдивани, И.О. Метод интервью в экопсихологическом исследовании профессий (на примере  труда нотариусов) / М.О. Мдивани, О.Г. Носкова,  Э.В. Лидская // экопсихологические исследования.  Сборник Материалов 5-й Российской конференции по экологической психологии (Москва, 26-27 марта 2008 г.) / Под  ред. В.И.Панова. – М.: Психологический институт РАО, 2009. – С.  255-276.

Лидская, Э.В. Типы экопсихологических взаимодействий в профессиональном общении  нотариусов / Э.В.Лидская // V Международная научно-практическая конференция «Человек – образование – профессия», 6-8 июля 2009 г. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009 – С.290-295.

Панов, В.И. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / В.И. Панов, М.О. Мдивани, Ш.Р.Хисамбеев, Э.В.Лидская // Российский научный журнал, 2010, №1(14). С.64-78.

Лидская, Э.В. Экопсихологические взаимодействия в социальном развитии детей раннего возраста / Э.В.Лидская // Экопсихологические исследования–2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник / Под ред. В.И.Панова. М.: УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор-История, 2011.  С.193-203.

Панов, В.И. Принципы интегра­ции основного и дополнительного образования, спо­собствующие развитию креативности и потенциальной одарённости школьников / В.И. Панов, Э.В. Лидская //  Монография «Психодидактические основы развития креативных способностей и потенциальной одарённости школьников» / В.И. Панов, Э.В. Лидская – Черногловка: ИНИМ РАО, 2011. – 3 п.л. [Электронный ресурс http://www.ushinskiy.ru/jspui] Открытый доступ.

Панов, В.И. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика / Панов В.И., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Психологическая диагностика. Тематический выпуск, 2012, №1 – 126 с.

Панов, В.И. Становление субъектности дошкольника при овладении двигательными навыками / Панов В.И., Г.П. Позднякова , Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №4. – С.60–69.

Panov,  V.I. The development of the questionnaire for investigation of ecological consciousness of townspeople in Russia  (на англ.: Экологическое сознание городских жителей России ) /   V.I. Panov, M.O. Mdivani, Sh.R. Khisambeev, E.V. Lidskaya // V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow, 2012) // Procedia — Social and Behavioral Sciences, Volume 86, 10 October 2013, Pages 384–389.

Лидская, Э.В. Особенности экопсихологического сознания в предшкольном и младшем школьном возрасте / Э.В. Лидская // Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / под общ. ред. В. И. Панова, Ш. Р. Хисамбеева. — М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. – С. 305-321.

Лидская, Э.В. Возрастные особенности психологических взаимодействий в межвидовой группе «человек – домашнее животное» / Э.В.Лидская, В.И. Панов // Российский научный журнал, 2013, №5. – С. 81-92.

Лідська, Е.В.  Собака в будинку людини: вікові аспекти взаємодії «людина — домашній собака» (рос.) (Собака в доме человека: возрастные аспекты  взаимодействий  «человек – домашняя собака») / Е.В. Лідська // Актуальні  проблеми  психології:  Збірник  наукових  праць  Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України. – Житомир: “Вид-во ЖДУ ім. І. Франка”, 2014. – Том VІІ. Екологічна психологія. – Випуск 36.– С. 217-225.

Мдивани, М.О. Развитие субъектности у подростков и старшеклассников/ М.О. Мдивани, Э.В. Лидская // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, 2014, №12. С.86-92.

 

Участие в конференциях в 2013-2015 гг.

Екологічна психологія (Інститут психології імені Г.С. Костюка,  НАПН України., 2013). – заочно (совм. С В.И.Панов): Екологічна психологія — відповідь на екологічний виклик планети? (рос.) – (Экологическая психология – ответ на экологический вызов планеты? )

Всероссийская научная конференция «Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы» (.21-22 ноября 2013 г., Москва).- выступление: Возрастные аспекты взаимодействия человека с домашними животными.

Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества. – ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой), (Самара, 2014). – выступление (совм. С В.И.Пановым и Ш.Р.Хисамбеевым): Экопсихологические взаимодействия в системе «одаренный учащийся —  образовательная среда»

Психология общения и доверие (УРАО, Москва, 6-7 ноября 2014 г.) – выступление: Возрастной аспект коммуникативных взаимодействий в межвидовой группе «человек – домашняя собака»

Екологічна психологія (Інститут психології імені Г.С. Костюка,  НАПН України., 2014). – заочно: Собака в будинку людини: вікові аспекти взаємодії «людина — домашній собака» (рос.)(Собака в доме человека: возрастные аспекты  взаимодействий  «человек – домашняя собака»).

7-я Российская конференция по экологической психологии (28-29 сентября 2015 г., Москва). – член оргкомитета, выступление: Условия для возникновения субъект-совместного взаимодействия  в профессиональной среде.

 

 

ГРАНТЫ

 

РГНФ N 95-06-17732(а): (1995-1997). Экопсихология развития индивидуальности – исполнитель.

РГНФ №96-3-3г/23(г). Первая российская конференция по экологической психологии – исполнитель.

РГНФ №96-06-14014 (г) РГНФ №96-06-14014(г) Конференция «Образ в регуляции деятельности», посвященной 90-летию Д.А. Ошанина» – исполнитель.

РГНФ №98-06-10806(а). Сопоставительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни у школьников из экологически благополучных и неблагополучных районов – руководитель.

РГНФ №00-06-14019(г). 2-ая Российская конференция по экологической психологии –  член оргкомитета.

РГНФ №00-06-00209(а) Экопсихология как область психологических исследований – исполнитель.

РГНФ №03-06-00129 (а). Микрокризис в обучении и развитии одаренных детей (экопсихологический подход) – исполнитель.

РГНФ № 06-06-00405 (а) Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста – исполнитель.

РГНФ №08-06-14067 (г) 5-я Российская конференция по экологической психологии руководитель. – член оргкомитета.

РГНФ №09-06-00629 (а) Экологическое сознание и экологичность поведения – исполнитель.

РГНФ №11-06-00735 (а). Исследование психики: гносеологическая, онтологическая и трансцендентальная парадигмы – исполнитель.

РГНФ №12-06-14284 (г). 6-я Российская конференция по экологической психологии – член оргкомитета.

РГНФ №14-06-16006 (д) — Экопсихология: парадигмальный поиск. – исполнитель

РГНФ №14-06-00576 (а) — Становление субъектности на разных этапах онтогенеза: экопсихологический подход. – исполнитель

РГНФ №15-06-14084 (г).  7-я Российская конференция по экологической психологии. – член оркомитета.